Особенности психологического здоровья творческой личности

УДК 159.924.24
Авторы Марищук Л.В., доктор психологических наук, профессор
Пыжьянова Е.В.

Аннотация Лица экстремальных профессий, в том числе и сотрудники МЧС, для качественного выполнения должностных обязанностей должны быть психологически здоровы. Цель настоящей статьи – привлечь внимание к проблеме психологического здоровья творческой личности. С этой позиции рассмотрено содержание психологического здоровья как интегральной характеристики личности. Психологическое здоровье определяется как динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих: гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом; возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности. Психологическое здоровье человека включает в себя: способность к саморегуляции, наличие позитивных образов собственного Я и Другого, владение рефлексией как средством самопознания, потребность в саморазвитии. Формулируется предположение о том, что креативность является следствием психологического дискомфорта и результатом креативного процесса является субъективное ощущение собственного психологического неблагополучия.
Ключевые слова
  Литература
1. Никифоров, Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. – СПб.: Питер, 2002. – 372 с.
2. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной – М.: Academia, 1995. –167 с.
3. Слободчиков, В.И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов // Вопр. психологии. – 2001. – № 4.
4. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии / Б.С. Братусь // Вопр. психологии. – 1997. – № 5.
5. Мотков, О.И. Психология самосознания личности: практ. пособие / О.И. Мотков. – М., 1993. – 248 с.
6. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 263 с.
7. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2003.
8. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. – СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001. – 260 с.
9. Марищук, Л.В. Качество жизни как показатель профессиональной успешности лиц экстремальных профессий / Л.В. Марищук, В.И. Евдокимов. // Вопр. физ. воспитания и спорт. подготовки студентов: сб. науч. ст.: к 55-летию кафедры физ. воспитания и спорта БГУ / отв. ред. С.В. Макаревич. – Минск: БГУ, 2003. – С. 30–36.
10. Бернс, Э. Развитие Я-концепции и воспитание / Э. Бернс. – М., 1986. – 195 с.
11. Слободчиков, В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. / В.И. Слободчиков // Вопр. психологии. – 1996. – № 6. – С.14–23.
12. Torrance, E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth / E.P. Torrance // Creativity and Learning. – N.Y., 1965. – P. 663–679.
13. Туник, Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса / Е.Е. Туник. – С.Пб: Речь, 2003. – 96 с.
14. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с.