Повышение уровня профессионально-прикладной физической подготовленности и диагностика уровня склонности к риску и нервно-психологической устойчивости курсантов учебных заведений МЧС Республики Беларусь

УДК 796:614.8:159(476)
Авторы Чумила Евгений Анатольевич, кандидат педагогических наук
Аннотация В статье представлена специфика профессиональной деятельности спасателей. Описана методика повышения уровня профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов учебных заведений МЧС Республики Беларусь, основанная на применении многофункционального тренажерного комплекса моделирующего опасные факторы чрезвычайных ситуаций – полосы боевой и психологической подготовки. Определен уровень физической нагрузки в период преодоления объектов, входящих в состав полосы боевой и психологической подготовки. Показана динамика показателей физического развития, физической и профессиональной подготовленности курсантов Командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь в начале и конце педагогического эксперимента. Получены достоверные данные определяющие эффективность предложенной методики проведения учебно-тренировочных занятий с использованием многофункционального тренажерного комплекса. Представлены результаты психологической диагностики испытуемых контрольной и экспериментальной группы.
Ключевые слова профессионально-прикладная физическая подготовка, спасатель-пожарный, курсант, многофункциональный тренажерный комплекс, психологическая готовность
  Литература
1. Кремень, М.А. Спасателю о психологии. – Минск, 2003. – 136 с.
2. Основы пожарной безопасности: учеб. пособие / В.Ю. Радоуцкий, А.М. Юрьев; под ред. В.Ю. Радоуцкого. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2008. – 160 с.
3. Марьин, М.Н. и др. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России. – М.: ВНИИПО, 1998. – 114 с.
4. Психологический отбор кандидатов на службу в ГПС МЧС России. – М.: ВНИИПО, 2003. – 148 с.
5. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник. – М.: Гардарики, 2007. – 366 с.
6. Марищук, В.Л. Педагогика физической подготовки и спорта / В.Л. Марищук, Н.В. Романенко, В.А. Пашута. – СПб: ВИФК, 2004. – 399 с.
7. Taras, H. Physical activity and student performance at school / Health. 2005; 75(6). – P. 214-218.
8. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
9. Ткачев, В.И. Физическая подготовка сотрудников ГПС МЧС России в составе пожарного расчета / В.И. Ткачев. – Белгород: Изд-во Бел.ГУ, 2006. – 104 с.
10. Андреев, В.И. Профессиональная направленность физической подготовки курсантов пожарно-технических училищ МВД России: автореф. дис. … канд. пед. наук. / В.И. Андреев. – М., 1995. – 24 с.
11. Милютина, Е.Л. Психотерапевтические рецепты на каждый день. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 384 с.
12. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
13. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. – С. 549-558.
14. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина / Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб., 2001. – С.127-129, 138-141.
15. Перушкин, А.В., Динаев, Б.М. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки на занятиях по физической культуре в Академии ГПС МЧС России / А.В. Перушкин, Б.М Динаев // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. – 2012. – № 4. – С. 14–17.