Системный анализ факторов, влияющих на проходимость пожарного аварийно-спасательного автомобиля

УДК 62-233.3/.9
Авторы Гончаров Игорь Николаевич
Смиловенко Ольга Олеговна, кандидат технических наук, доцент

Аннотация Проанализированы причины задержек движения пожарных подразделений к месту вызова. Установлено, что задержки движения, связанные с преодолением участков с неусовершенствованным дорожным покрытием и сложными погодными условиями, составляют до 40 % от общего количества. Задачей исследований было обеспечение достаточной проходимости пожарных аварийно-спасательных автомобилей с целью быстрого прибытия к месту чрезвычайной ситуации при изменяющихся условиях движения, состоянии опорной поверхности, характеристиках автомобиля и колесных движителей. Выполнен системный анализ факторов, влияющих на опорную проходимость пожарных аварийно-спасательных автомобилей. Они разделены на три группы: характеристики автомобиля и движителя, свойства дорожного покрытия, режим движения. Обоснована разработка устройства повышения проходимости полуавтоматического действия, что позволит предотвратить буксование и повысит проходимость автомобиля за счет изменения конфигурации пятна контакта колеса с опорной поверхностью.
Ключевые слова пожарный аварийно-спасательный автомобиль, проходимость автомобиля, системный анализ факторов, сцепление шины с дорогой, опорная поверхность, устройство повышения проходимости
  Литература
1. Исследовать возможность перехода от пространственного нормативного параметра при размещении пожарных депо к временному: отчет о НИР (заключ.) / НИИ ПБиЧС; рук. Т.В. Зарубицкая. – Минск, 2016. – 240 с. – Инв. № 227/2016.
2. Агейкин, Я.С. Проходимость автомобилей / Я.С. Агейкин. – М.: Машиностроение, 1981. – 232 с.
3. Смирнов, Г.А. Теория движения колесных машин / Г.А. Смирнов. – М.: Машиностроение, 1990. – 352 с.
4. Котович, С.В. Движители специальных транспортных средств. Ч. I: учеб. пособие / С.В. Котович. – М.: МАДИ (ГТУ), 2008. – 161 с.
5. Хусаинов, А.Ш. Теория автомобиля. Конспект лекций/ А.Ш. Хусаинов, В.В. Селифонов. – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 121 с.
6. Вольская, Н.С. Разработка методов расчета опорно-тяговых характеристик колесных машин по заданным дорожно-грунтовым условиям: автореф. дис. ... д-ра техн. наук: 05.05.03 / Н.C. Вольская; Моск. гос. индустриальный ин-т. – М., 2008. – 40 с.
7. Зезюлин, Д.В. Разработка методики выбора конструкционных параметров движителей, обеспечивающих эффективность движения колесных машин по снегу: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.05.03 / Д.В. Зезюлин; Нижегородский гос. техн. ун-т им. P.E. Алексеева. – Н. Новгород, 2013. – 28 с.
8. Ботвинева, Н.Ю. Исследование влияния погодных условий на величину коэффициента сцепления шин с дорожным покрытием / Н.Ю. Ботвинева, И.С. Буракова, Т.Н. Стрельцова, А.В. Нестерчук // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11–3. – С. 407–411.
9. Пищов, С. Н. Применение движителя комбинированного типа для повышения тягово-сцепных свойств лесных погрузочно-транспортных машин: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.21.01 / С.Н. Пищов; Белорус. гос. технол. ун-т. – Минск, 2008. – 20 с.
10. Гончаров, И.Н. Анализ изменения показателей проходимости автомобиля при применении различных типов движителей / И.Н. Гончаров, О.О. Смиловенко, Ю.И. Шавель, В.А. Казябо // Чрезвычайные ситуации: предупреждение и ликвидация. – 2016. – № 2 (40). – С. 105–114.