Психология безопасности жизнедеятельности: информационный компонент

УДК 159.9:614.8
Авторы Кремень Маркс Аронович, доктор психологических наук, профессор
Герасимчик Александр Петрович, кандидат психологических наук, доцент
Богданович Алексей Борисович, кандидат исторических наук, доцент
Сергеев Всеволод Николаевич, кандидат исторических наук, доцент
Новицкий Виталий Владимирович

Аннотация В статье рассматриваются параметры, оказывающие непосредственное влияние на информационно-пропагандистскую работу уполномоченных служб МЧС Республики Беларусь в контексте обеспечения безопасности трудовой деятельности. Проведен анализ компонентов трудового процесса, влияющих на психологическое состояние работника и повышающих риск несчастных случаев и техногенных аварий. Особое внимание уделено компоненту организации труда. Концептуализирована перспективная методологическая основа информационного воздействия МЧС на население, занятое в сфере производства. В качестве такой основы предложена такая отрасль психологической науки как психология безопасности, базовые положения которой также могут лечь в основу культуры безопасности жизнедеятельности. Выявлен ряд эффектов, которые возникают в процессе информационного воздействия уполномоченных служб МЧС на объект и затрудняют получение эффективного результата. Данная работа представляет собой одну из первых попыток системного описания указанных параметров применительно к деятельности МЧС.
Ключевые слова информационно-пропагандистская работа, психология безопасности, эффекты информационного воздействия, обеспечение безопасности трудовой деятельности
  Литература
1. Мейстер, Д. Инженерно-технологическая оценка при разработке систем управления / Д. Мейстер, Дж. Рабидо. – М., 1970, – 343с.
2. Дмитриева, М.А.Классификация психологических причин несчастных случаев на производстве / М.А. Дмитриева, В.П. Соколов // Психология производства и воспитания. – М., 1977. – с. 147-153.
3. Кентон, В. Физиология эмоций / В. Кентон. – Л., 1927. – 160 с.
4. Компендиум отдельных направлений деятельности министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. – Минск, 2010. – 84 с. (16)
5. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. – Мн.: Белорусский Дом печати. – 48 с.
6. Краткий словарь литературоведческих терминов: Изд-е второе, доп. / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с. (4)
7. Кремень, М.А. Психология управления и управленческий интеллект: курс лекций/ М.А. Кремень. – Минск: КИИ, 2013. – 164 с.
8. Кремень, М.А. Спасателю о психологии / М.А. Кремень. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2003. – 136 с.
9. Кукушин, В.С. Педагогические технологии / В.С. Кукушкин. – Ростов/н/Дону: Феникс, 2002. – 384 с.
10. Лауристин, М.И. Средства массовой информации и информационные потребности аудитории. Эффективность средств массовой информации / М.И. Лауристин; под ред. Г.П. Давидюка, B.C. Коробейникова. – Минск: Наука и техника, 1986. – с. 80-87. (15)
11. Леонова, А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А.Б. Леонова. – М., 1984. – 138 с.
12. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М.: Высшая школа, 2004. – 287 с.
13. Лизинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности / В.М. Лизинский. – М.: Академия, 2004. – 368 с.
14. Платонов, К.К. Вопросы психологии труда / К.К. Платонов. – М., 1970. – 263 с.